Крещение в Церкви
Крещение – это таинство, в котором крещаемый после ознакомления с христианскими догматами и основами веры при троекратном погружении в воду во имя трех Лиц святой Торицы: Отца, Сына и Святого Духа, получает очищение от своих грехов и возрождается в новую жизнь духовную и обновленную Духом Святым.
О таинстве крещения Иисус Христос заповедал святым Апостолам так: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостолы в точности исполнили эту заповедь, когда, проповедуя Евангелие, крестили уверовавших во Христа во имя Триединого Бога. Сам образ совершения этого таинства выражен в следующих словах самого Иисуса Христа: «если кто не родится водой и Духом, не может войти в царство Божие». Поэтому крещение совершалось и сейчас совершается над всеми вступающими в Церковь Христову через погружение в воду во имя всесвятой Троицы.
Видимую сторону таинства крещения составляют:
- освящаемая особенным священнодействием простая, чистая вода, как исключительное и неизменное вещество для таинства, как превосходнейший из элементов, частью потому, что при сотворении мира вода была седалищем Святого Духа;
- троекратное погружение крещаемого в воду;
- слова, произносимые при этом погружении: «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Святые отцы церкви говорят о том, что человек проходит через три рождения. Первое рождение – телесное, приведение человека из небытия в бытие. Второе – наше духовное возрождение в таинстве крещения. И к третьему рождению относится будущее воскресение из мертвых. Само крещение изображает смерть Христа и Его тридневное воскресение. Об этом говорит троекратное погружение в воду. Предварительное изучение основ Христианства перед проведением крещения называется оглашением. Крещение младенцев производится по вере родителей и восприемников.
Таинство Крещения
Сам по себе обряд Крещения имеет давнюю историю, корнями своими уходящую в ветхозаветные времена. Иисусом Христом оно было принято от пророка и Крестителя Иоанна. В Евангелии об этом говорится так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин носить обувь Его, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него».
Русское название Таинства — крещение — свидетельствует, сколь глубоко осмыслен в нем момент приобщения к Церкви как акт принятия на себя христианином креста, во исполнение слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Крещение совершается обычно в церкви или в помещении, которое называется «крещальня», — оно специально приспособлено для этого обряда. Таинство Крещения совершается священником. Но в некоторых случаях, когда того требует неотложная нужда, это может сделать и верующий христианин, мирянин. Однако спустя какое-то время завершить таинство должен все же священник. Мирской человек имеет право лишь три раза погрузить ребенка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права исполнять над ним весь обряд.
Что такое Крещение
Священник трижды погружает крещаемого в купель с водой и произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В этот миг на крещаемого нисходит Святой Дух, очищая его от грехов. Он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.
В Катехизисе говорится, что таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать. Благодать в православии обретается через семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Из перечисленных таинств три первых совершаются именно во время Крещения. Церковь учит: «Крещение очищает грешиика от всех его грехов — первородного и произвольных — и вводит в царство благодати Христовой. Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни.
Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати. Самому таинству Крещения предшествует ряд приготовительных обрядов, которые необходимо знать современному человеку. Перед совершением обряда Крещения священник в белых одеждах, или диакон, обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония. Посреди крещальни стоит купель с водой и с горящими по краям тремя свечами. Первым у купели стоит священник, затем — крестный отец и крестная мать с крещаемым на руках. Когда Крещение принимают взрослые, то они становятся у купели за священником, перед восприемниками. Первой читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на нее крестоообразно дует, говоря после этого: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивныя силы».
Освятив воду в купели, священник должен крестообразно помазать ее елеем, для чего оливковое масло тоже освящается им. Затем священник крестообразно помазует лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног крещаемого елеем.
После этого совершается непосредственно таинство Крещения: повернув крещаемого лицом к востоку, священник погружает его трижды в купель со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребенка из воды.
Вынув крещеного из купели, священник одевает его в белые одежды, заранее приготовленные восприемниками. В это же время на крещеного надевается нательный крест. Священник крестообразно выстригает у крещаемого пряди волос. Восприемники с ребенком обходят вокруг купели, после чего священник дает восприемникам и крещеному целовать крест. На этом обряд Крещения завершается. В церковные книги вносится запись о состоявшемся событии.
В церкви имя ребенка впервые произносится в первой молитве восьмого дня. Если имя родителями выбрано сразу, то молитва может быть прочитана и ранее, даже в первый день. При этом ребенка держат позади священника. Прочитав молитву в ознаменование наречения именем и осенив малыша крестным знамением, священник крестообразно поднимает его перед иконами.
Последование таинства Крещения
Само крещение состоит из особых, установленных священнодействий и обрядов. Перед началом крещения, во время оглашения священник три раза крестообразно дует на лицо крещаемого, что выражает собой отгнание от него нечистого духа и дается место в этом человеке Духу Святому. Далее знаменует его крестом трижды и возлагает руку на его голову, что причисляет его к воинам Христовым.
Затем священник произносит ряд молитвословий и совершается отречение от дьявола, при этом крещаемый и крестные родители поворачиваются на запад. Запад это место видимой темноты, тьмы, в которой обитает дьявол. Отречение от дьявола является древней апостольской традицией. Далее происходит сочетание Христу. Само таинство крещения начинается освящением воды. Священнослужитель произносит молитвы, в которых испрашивается сошествие Святого Духа на воду для ее освящения. Непосредственно перед погружением в воду совершается помазание святым елеем, которое следует отличать от помазания святым миром, которое совершается после крещения.
Далее совершается обхождение вокруг купели. Это является выражением духовной радости. Кроме этого круг символизирует вечность, в которой человек соединяется с Богом. После этих действий священник переходит к совершению таинства миропомазания.
В заключение совершается крестообразное пострижение волос. Этим выражается послушание Богу, которое в будущем будет исполнять новый член Церкви. Остриженные волосы так же изображают первую жертву приносимую Богу. Существует традиция одевать светлые белые одежды после совершения таинства, выражая радость и чистоту новой духовной, обновленной во Христе жизни нового члена Церкви.
После крещения следует принять участие в таинстве Причащения, в котором мы самым тесным образом соединяемся с Самим Богом, через вкушение Тела и Крови Христа.
Источник: http://palchevskiy.by/kreschenie.html