Таинство Крещения

Крещение в Церкви

Крещение – это таинство, в котором крещаемый после ознакомления с христианскими догматами и основами веры при троекратном погружении в воду во имя трех Лиц святой Торицы: Отца, Сына и Святого Духа, получает очищение от своих грехов и возрождается в новую жизнь духовную и обновленную Духом Святым.

О таинстве крещения Иисус Христос заповедал святым Апостолам так: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостолы в точности исполнили эту заповедь, когда, проповедуя Евангелие, крестили уверовавших во Христа во имя Триединого Бога. Сам образ совершения этого таинства выражен в следующих словах самого Иисуса Христа: «если кто не родится водой и Духом, не может войти в царство Божие». Поэтому крещение совершалось и сейчас совершается над всеми вступающими в Церковь Христову через погружение в воду во имя всесвятой Троицы.

Видимую сторону таинства крещения составляют:

  • освящаемая особенным священнодействием простая, чистая вода, как исключительное и неизменное вещество для таинства, как превосходнейший из элементов, частью потому, что при сотворении мира вода была седалищем Святого Духа;
  • троекратное погружение крещаемого в воду;
  • слова, произносимые при этом погружении: «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Святые отцы церкви говорят о том, что человек проходит через три рождения. Первое рождение – телесное, приведение человека из небытия в бытие. Второе – наше духовное возрождение в таинстве крещения. И к третьему рождению относится будущее воскресение из мертвых. Само крещение изображает смерть Христа и Его тридневное воскресение. Об этом говорит троекратное погружение в воду. Предварительное изучение основ Христианства перед проведением крещения называется оглашением. Крещение младенцев производится по вере родителей и восприемников.

Таинство Крещения

Сам по себе обряд Крещения имеет давнюю историю, корнями своими уходящую в ветхозаветные времена. Иисусом Христом оно было принято от пророка и Крестителя Иоанна. В Евангелии об этом говорится так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин носить обувь Его, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него».

Русское название Таинства — крещение — свидетельствует, сколь глубоко осмыслен в нем момент приобщения к Церкви как акт принятия на себя христианином креста, во исполнение слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Крещение совершается обычно в церкви или в помещении, которое называется «крещальня», — оно специально приспособлено для этого обряда. Таинство Крещения совершается священником. Но в некоторых случаях, когда того требует неотложная нужда, это может сделать и верующий христианин, мирянин. Однако спустя какое-то время завершить таинство должен все же священник. Мирской человек имеет право лишь три раза погрузить ребенка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права исполнять над ним весь обряд.

Что такое Крещение

Священник трижды погружает крещаемого в купель с водой и произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В этот миг на крещаемого нисходит Святой Дух, очищая его от грехов. Он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.

В Катехизисе говорится, что таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать. Благодать в православии обретается через семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Из перечисленных таинств три первых совершаются именно во время Крещения. Церковь учит: «Крещение очищает грешиика от всех его грехов — первородного и произвольных — и вводит в царство благодати Христовой. Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни.

Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати. Самому таинству Крещения предшествует ряд приготовительных обрядов, которые необходимо знать современному человеку. Перед совершением обряда Крещения священник в белых одеждах, или диакон, обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония. Посреди крещальни стоит купель с водой и с горящими по краям тремя свечами. Первым у купели стоит священник, затем — крестный отец и крестная мать с крещаемым на руках. Когда Крещение принимают взрослые, то они становятся у купели за священником, перед восприемниками. Первой читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на нее крестоообразно дует, говоря после этого: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивныя силы».

Освятив воду в купели, священник должен крестообразно помазать ее елеем, для чего оливковое масло тоже освящается им. Затем священник крестообразно помазует лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног крещаемого елеем.

После этого совершается непосредственно таинство Крещения: повернув крещаемого лицом к востоку, священник погружает его трижды в купель со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребенка из воды.

Вынув крещеного из купели, священник одевает его в белые одежды, заранее приготовленные восприемниками. В это же время на крещеного надевается нательный крест. Священник крестообразно выстригает у крещаемого пряди волос. Восприемники с ребенком обходят вокруг купели, после чего священник дает восприемникам и крещеному целовать крест. На этом обряд Крещения завершается. В церковные книги вносится запись о состоявшемся событии.

В церкви имя ребенка впервые произносится в первой молитве восьмого дня. Если имя родителями выбрано сразу, то молитва может быть прочитана и ранее, даже в первый день. При этом ребенка держат позади священника. Прочитав молитву в ознаменование наречения именем и осенив малыша крестным знамением, священник крестообразно поднимает его перед иконами.

Последование таинства Крещения

Само крещение состоит из особых, установленных священнодействий и обрядов. Перед началом крещения, во время оглашения священник три раза крестообразно дует на лицо крещаемого, что выражает собой отгнание от него нечистого духа и дается место в этом человеке Духу Святому. Далее знаменует его крестом трижды и возлагает руку на его голову, что причисляет его к воинам Христовым.

Затем священник произносит ряд молитвословий и совершается отречение от дьявола, при этом крещаемый и крестные родители поворачиваются на запад. Запад это место видимой темноты, тьмы, в которой обитает дьявол. Отречение от дьявола является древней апостольской традицией. Далее происходит сочетание Христу. Само таинство крещения начинается освящением воды. Священнослужитель произносит молитвы, в которых испрашивается сошествие Святого Духа на воду для ее освящения. Непосредственно перед погружением в воду совершается помазание святым елеем, которое следует отличать от помазания святым миром, которое совершается после крещения.

Погружение в воду является самым важным действием. Существует традиция, согласно которой, после погружения в воду на новокрещеного одевается белая одежда в знак новой чистой жизни нового члена Церкви и конечно возлагается нательный крест.

Далее совершается обхождение вокруг купели. Это является выражением духовной радости. Кроме этого круг символизирует вечность, в которой человек соединяется с Богом. После этих действий священник переходит к совершению таинства миропомазания.

В заключение совершается крестообразное пострижение волос. Этим выражается послушание Богу, которое в будущем будет исполнять новый член Церкви. Остриженные волосы так же изображают первую жертву приносимую Богу. Существует традиция одевать светлые белые одежды после совершения таинства, выражая радость и чистоту новой духовной, обновленной во Христе жизни нового члена Церкви.

После крещения следует принять участие в таинстве Причащения, в котором мы самым тесным образом соединяемся с Самим Богом, через вкушение Тела и Крови Христа.

Источник: http://palchevskiy.by/kreschenie.html