Исповедь в Церкви

Исповедь — что это такое

Несмотря на богатые и разнообразные дары благодати, принятые в Миропомазании и Евхаристии, сила греховных навыков, козни диавола и зло мира оказывают сильное давление на новую жизнь христианина. И после Крещения в душе остается склонность к греху, в теле — болезни и смерть. Христианин снова становится рабом греха, который удаляет его от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое бы помогало очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством служит Таинство Покаяния.

Слово о покаянии было первым словом Евангельской проповеди: покайтесь и веруйте в Евангелие, убеждал Иисус Христос современников в Галилее, требуя этого от всех, вступающих в Его благодатное царство.

Так учреждено таинство покаяния. Апостолы, во имя данной им от Господа власти вязать и разрешать грехи, действительно разрешали грехи кающихся, а явных грешников, преданных сознательно порокам, исключали из общества до тех пор, пока они не приносили искреннего раскаяния в своих грехах; после этого кающиеся могли быть приняты снова в общество верующих через публичное покаяние и торжественно допущены к алтарю Господню, к таинству Евхаристии, как торжественному примирению с Богом и возвращению в недра церкви. Видимые действия таинства исповеди: устное исповедание грехов со стороны кающегося, разрешение со стороны принимающего исповедание в грехах, возложение епитрахили на главу кающегося, чтение священником разрешительной молитвы.

Как подготовиться к исповеди

Господь проявлял особую отеческую любовь к тем, кто исповедовал грехи и оставлял злые дела свои. Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Иисусом Христом в притче о блудном сыне (см. Л к. 15, 11—32).

Подготовка к исповеди

Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение в своих грехах, сознание своей виновности пред Богом и своего недостоинства пред Ним; главное условие покаяния — это исправить свою жизнь, примириться со всеми людьми и надеяться на милосердие Божие. Особое благоволение Божие и прощение грехов кающийся получает за любовь к Богу и ближним (см. Лк. 7, 48; 1 Петр, 4, 8).

Для искреннего покаяния, любви к Богу и ближним необходима глубокая вера в Христа Спасителя как Искупителя. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10, 43).

В некоторых случаях священник может налагать «епитимию» (это греческое слово означает «запрещение»); подразумевается запрещение приступать к Таинству Евхаристии на тот или иной срок, в зависимости от тяжести содеянного греха, глубины и искренности раскаяния. Это время дается для покаяния, для усердной молитвы, для совершения добрых дел. Епитимия имеет исправительный, воспитательный, врачебный характер, это враче вание грехов, преодоление греховных привычек и пороков. Таинство Покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачебной силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами. Это своего рода баня для очищения совести.

Как проходит исповедь

Рассмотрим, при каких обрядах совершается исповедь. На аналой полагается святой Крест и Евангелие; зажигается свеча. Подходит кающийся, совершает три поклона. Крест и Евангелие, находящиеся на аналое, означают, что здесь невидимо присутствует Сам Господь. В Евангелии Он призывает всех к покаянию, а на Кресте Он пострадал за наши Грехи; Сам Господь принимает исповедь, Сам прощает грехи кающемуся. Сам Господь, как всеведущий, обличает его грехи. Священник же является только свидетелем. Кающийся исповедует, открывает, рассказывает всс свои грехи не священнику, а Самому Богу. Пред ним стоит Сам Христос-Спаситель и выслушивает его грехи. Ни бояться, ни стыдиться священника не нужно.

Открывая Богу на исповеди свою душу, кающийся должен представлять, как будто он предстоит перед Господом, — каяться так, как бы вы каялись пред смертью, чтобы немедленно предстать на суд Божий, — не скрывать и не утаивать ничего пред этим великим чудом, какое здесь совершается. Священник связывает грешника, как человек, на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время связывает его на небе. Священник, как человек, разрешает и прощает кающемуся грехи на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время прощает грехи на небе. Горящая свеча пред святым Крестом и Евангелием означает торжество и радость христианской Церкви, с которыми она принимает под свое покровительство кающегося грешника, — означает возведение кающегося из тьмы смрадной, греховной к свету истины, чистоты, невинности и блаженства. Кающийся с глубоким сокрушением и смирением совершает поклоны.

Опыт построения исповеди

Духовный отец подводит хотящего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа. Здесь икона имеет символическое значение. Церковь, устами священника, указывает на икону, изображающую «невидимо предстоящего Христа, приемлющего исповедание» кающегося. Священник, говорит о себе, что он есть лишь свидетель: «внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцлен отъидеши». Исповедь сравнивается, символически, с врачеванием и потому, что при лечении обыкновенно, высказывают врачу о болезни своей правдиво, отвечают искренно и объясняют сокровенное; так и при исцелении духовном сердце истинно сокрушенное не скрывает ран, причиненных грехом. Кающийся, сознавая, что «отдел своих несть пластыря приложит» (своему гибельному духовному состоянию), «ни обвязания», прибегает к единому Спасителю и Господу.

Духовный отец приводит исповедующегося неоткровенна, т.е. с открытым лицом. Этим выражается состояние искренно кающегося, который не должен прикрываться, оправдываться и утаивать чего-либо пред отцом духовным, как свидетелем Христовым и служителем Бога кающихся, — слугой Самого Искупителя, внемлющего грехи мира. Сложив руки к груди, с поникшею головою, в знак своего глубокого смирения, благоговения и недостоинства, кающийся открывает все свои грехи духовному отцу, как они есть, ничего не скрывая и не утаивая, — рассказывает все свои грехи, с глубоким сокрушением, с живой верою в Господа Иисуса Христа и крепкой надеждой на милосердие Божие, — с твердым намерением не повторять тех грехов, в которых раскаивается. Когда кающимся исповедано будет все обременяющее совесть его, то духовник говорит ему: «от сих всех должен еси блюстись, понеже вторым крещением крещаеишея по таинству христианскому, и положиши начали благое Ногу помогающу ти; и став на колени ныне преклони главу твою и приложи руце к груди твоей и помолись к Господу».

Крестообразное сложение рук на груди выражает сердечное сокрушение пред Господом и означает решимость на преломление воли своей или распинание ветхого в себе человека, а также самопредание Спасителю, за нас предавшемуся на распятие. Преклонение главы выражает покорностъ воле Господа своего, Которому прощенный Им, примиренный с Богом отдает себя в собственность всецело. Разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти от Спасителя дайной, иерей возлагает на главу иеповедиика епитрахиль и руку свою, осеняя Крестным знамением, разрешающим вину греховную.

Епитрахиль означает Христово иго, которому подчиняется разрешаемый; покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя. Покрывая нас епитрахилью, сам духовник символизирует собой покров Единого Ходатая и Спасителя. Покаявшийся и разрешенный повергается, после того, пред святым Евангелием и святым Крестом, чрез целование которых обязуется жить по воле Спасителя, сочетаваясь с Ним, как при первом вступлении своем в Церковь. Сила святого крещения восстанавливается покаянием, составляющим с крещением одно целое, как и в самом крещении совершается оставление грехов по сказанному: «исповедую едино крещение, во оставление грехов».

Что требуется для совершения Исповеди

Исповедание согрешений перед священнослужителем, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи кающемуся.

С каким духовным расположением нужно идти на Исповедь

С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас.

Источник: http://palchevskiy.by/ispoved.html